Теги
101 старт ап   digital маркетинг   Site&SEO   SWOTанализ   Великий Новгород   Клуб маркетологов   Книги о бизнесе   Книги по маркетингу   Маркетинг клиника   Реклама медицинских услуг   Садко   Сказочная карта России   Сказочный туризм   ФАС   ФАСЛИКБЕЗ   Шумгора   Ябренд   бизнес   бренд   бренд Великого Новгорода   брендинг территорий   выставки   журнал БИЗНЕС Великий Новгород   закон о рекламе   интернетмаркетинг   клиника   книги   коммерческое обозначение   конференция   личный бренд   малобюджетно   мальчик Онфим   маркетинг   маркетинг в соцсетях   маркетинг территорий   необычный бизнес   новости   новости маркетинга территорий   практика   продвижение сайтов   реклама   реклама на дорожных знаках   сайт   семинар   создание сайтов   старт ап   студентам   торговый знак   туризм   туристические бренды  
Понедельник, 08 февраля 2016 23:42

Как попасть на «Сказочную карту России»? «Сказочное» авторское право: как защитить свой проект?

Оцените материал
(24 голосов)
Как попасть на «Сказочную карту России»? «Сказочное» авторское право: как защитить свой проект? - 4.5 out of 5 based on 24 votes

От предыдущей весьма художественной статьи о том, как Ульяновск и Киров стали родинами Колобка и Кикиморы, перехожу к практическим рекомендациям в создании, развитии и, самое главное в наше информационно активное время, защите своей идеи.

Итак, в первой статье, я вкратце коснулся темы каким образом города и герои сказок или былин появляются на «Сказочной карте России», приводя этимологический пример с ульяновским Колобком или краеведческим обоснованием о Кикиморе из Кирова.

Но, в связи с тем, что именно этот пункт является не только самым популярным вопросом последние 5 лет существования проекта, но и отправной точкой для старта, разберу его подробнее и с примерами.

Былины и авторские сказки

Существует ряд героев былин и сказок, местожительство или место рождения которых уже указано в источниках – литературных или краеведческих. В большинстве городов и весей они уже визуализированы и обоснования не потребуют.

Так общеизвестно, что родиной Ильи Муромца является город Муром Владимирской области, Алеши Поповича – Ростов Великий (Ярославская область), а Добрыня Никитич – коренной житель Рязанщины. Об этом указывается в былинах о наших знаменитых богатырях.

Художник Виктор Васнецов – картина «Богатыри», 1898 год.

Соответственно, схожая история с рядом других сказочных литературных героев - тульским Левшой, новгородским Садко – место жительства которых можно считать фактом общеизвестным, благодаря самим произведениям о них.

Еще часть героев из авторских произведений, такие как, Конек-Горбунок (сказка Петра Ершова) и Хозяйка Медной горы с Данилой-мастером (сказы Павла Бажова) имеют привязку к родине самих писателей, где по их автобиографическому признанию и появились эти сказочные образы.

Кстати, именно автобиография Николая Носова смогла прояснить ситуацию с родиной Незнайки и коротышек. Свое детство писатель провел в небольшом городке Ирпень Киевской области. Вместе с мамой будущий писатель проживал на улице Цветочной, ставшей потом основанием для названия Цветочного города коротышек и именно здесь слушал рассказы мамы о необычных человечках, которые известны многим поклонникам детских книг Николая Носова.

Дом Николая Носова в городе Ирпень Киевской области.

Но украинские корни Незнайки отлично прослеживаются и в его костюмчике, а именно синей шляпе и желтых шортиках, буквально повторяющих цвета украинского флага.

 Иллюстрация к сказке «приключения Незнайки и его друзей», художник – Алексей Лаптев.


Появление героев через другие обоснования

Но, разумеется, на литературных корнях мы не ограничиваемся. Вернее так – не ограничиваются регионы!

Многочисленные региональные дедушки Морозы – татарский Кыш Бабай, удмуртский Тол Бабай, якутский Чысхан (Бык Зимы), карельский Паккайне (Морозец), бурятский Сагаан Убгэн (Белый Старец), ямальский Ямал Ири (Дедушка Ямал), появились в регионах и стали очень активно завоевывать популярность в своих и во всей России.

Татарские Дедушка Мороз (Кыш Бабай) и Снегурочка (Кар Кызы) со своей сказочной свитой. Фото – tatar-moroz.ru

Большинство из них имеют отношение к национальному фольклору своих республик и очень самобытны, совершенно отличаются от образа привычного великоустюжского Деда Мороза. Для примера легенд о зимних волшебниках, рекомендуем почитать легенду о Тол Бабае.

Наиболее интересными представляются легенды-обоснования, сформированные на краеведческих или исторических корнях сказочного героя. Наиболее полным и аргументированным примером подобного документа может послужить обоснование героя яранских (район в Кировской области) сказок Глинышку. Скачать файл. Пусть герой может и неизвестен подавляющему большинству тех, кто читает этот материал, но и обоснование и визуализация героя получились отменными.

Герой вятских и яранских сказок – мальчуган Глинышек. Фото - http://vk.com/glinyshek.

Невозможные истории. Новосибирская Снежная королева и Волк с семью козлятами в Оренбурге

По мере роста узнаваемости и популярности проекта и понимания потенциала нашего литературного наследия - сказок и былин, как реального двигателя развития внутреннего и событийного туризма, растет и число рассматриваемых нами проектов. В том числе и совершенно невозможных для их появления на «Сказочной карте России». Для примера ошибочных решений, остановлюсь и на них.

Наиболее повторяющейся ошибкой является желание «прописать» у себя в регионе любого сказочного героя. Абсолютно любого и любым способом. Так самым невероятным оказалось желание представителей туристического сообщества Новосибирска заявить свой город как родину Снежной Королевы. Тут были нарушены все возможные изначальные условия. Сказку написал датчанин Ханс Кристиан Андерсен, а значит, никакие аргументы не позволят этому городу с этой героиней появиться в нашем проекте.

И еще одна история. К нам обратился представитель Ремесленной палаты Оренбургской области с предложением появления Волка и семерых козлят именно на территории региона. Причем искренне недоумевая, что сказка оказалась не русской народной, а принадлежит перу братьев Гримм, доказывал, что именно появление этих героев поможет продвинуть знаменитый оренбургский пуховый платок.

Уверены, что это было только мнение частного лица, а не официальная позиция властей, так как такое сокровище, как оренбургский пуховый платок, вполне можно продвигать в информационном пространстве и на рынки без подобных сказочных помощников.

Об авторском праве на сказочные образы

Во времена информационной прозрачности, открытости и доступности, наиболее ответственным представляется шаг регистрации авторских прав на ваш проект.

Большинство наших коллег в регионах, регистрируя свои авторские права, чаще всего обращались в региональную Торгово-Промышленную палату (ТПП) и получали соответствующее свидетельство на торговый знак. Подробнее можно узнать на сайте ТПП РФ.

На мой взгляд, подобная регистрация необходима уже в том случаем, если вы абсолютно уверены в оригинальности своего решения, а также представляете себе дальнейшее использование торгового знака (сувениры, полиграфия, выставки, СМИ).

Для того, чтобы элементарно «застолбить» идею за собой как раз и помогает то самое открытое информационное пространство, которого так опасаются носители идей, уверенные, что если недоглядеть или проболтаться где-то, то утащат их детище.

Для начала главная аксиома: герои русских народных сказок не являются объектом ни российского, ни международного авторского права. Регистрацию проходят в основном следующие словосочетания: «Костромская Снегурочка», «Архангельский Снеговик», «Кикимора Вятская», «Великий Устюг – родина Деда Мороза» и так далее.

В простой проверке к словосочетаниям можно прибегнуть через основные поисковые системы, вбивая словосочетание в кавычках, чтобы ресурс искал именно словосочетание. Так, например, удивительно, но до 2010 года никто и ни разу не упоминал даже в новостях словосочетание «Сказочная карта России», чем мы и воспользовались.

Узнав, что вы являетесь автором не только оригинальной идеи, но и будущего названия проекта, мы рекомендуем не спешить с подачей заявки в ТПП, а спокойно опубликовать свою идею с неподробным описанием, опустив, например, инструментарий его реализации. Местом публикации может стать собственная страница или группа в социальных сетях, а также в любом печатном или электронном СМИ. Коллегам, сотрудничающим с проектом «Сказочная карта России», мы активно помогаем с первыми публикациями. В качестве примера можно привести первую публикацию о появлении Марьи-искусницы и Служивого в городе Суздаль.

Подобная первая информационная волна или публикация в социальных сетях станут решающим аргументом в суде, если кто-то захочет использовать вашу уже не просто идею, а заявленный проект, в собственных коммерческих интересах или решениях. А вообще, надо максимально наполнять информационное пространство своим сказочным проектом, ведь информация это сила, а не слабость, как считают многие. Чем больше о вас пишут и говорят, тем меньше шансов у потенциальных рейдеров даже задуматься заполучить вашу идею.

И снова предлагаю ссылки на примеры с Паккайне (Карельский Морозец) и Матушкой-Зимой из Архангельской области. Правда и в первом и во втором случае, «сказочные разбойнички» ничтоже сумняшеся, просто копировали проекты и образы, на что четкое разъяснение им дали юристы из сюжета телеканла «НТВ» о карельском бизнесмене, покусившимся на образ Паккайне.

Юристы считают, что бизнесмены из Чалны грубо нарушили авторские права музейщиков из Олонца. Причем доказать это не составит труда. И для этого вовсе не обязательно, чтобы бренд Паккайне был официально зарегистрирован, ведь фактически он существует уже 15 лет. Есть персональный сайт, есть многочисленные видео с его участием. Есть, в конце концов, конкретный человек, который время от времени перевоплощается в Паккайне. И он уверяет, что не давал предпринимателю Столярову согласия на использование своего изображения в коммерческих целях.

Об уголовной ответственности можно говорить, если ущерб, нанесенный авторам образа Паккайне, — более 100 тысяч рублей. Такую сумму, считают юристы, предприниматели из Чалны запросто могли заработать в зимние каникулы. Сейчас музейщики из Олонца готовят документы, чтобы все же запатентовать своего героя, и тем самым обезопасить его от подобных посягательств. А если его двойник добровольно не поменяет имя, два сказочных персонажа наконец-то встретятся — в зале суда.

Как видите, именно информационное наполнение, узнаваемость героя, дополненные официальной регистрацией образа, сыграли главную роль в этом деле, завершившимся досудебным соглашением.

 Карельский Морозец (Паккайне) из карельского Олонца. Фото – www.kudago.com

И именно о том, как должна быть сформирована коммуникационная и информационная структура в событийном и внутреннем туризме у сказочных, и не только, проектов мы поговорим в следующей серии из публикаций «Сказочная карта России: регионы и практика».

Прочитано 1957 раз
Алексей Козловский

Автор и CEO "Сказочной карты России". Работал в органах государственной исполнительной власти: с 2004 по 2006 год - советник префекта ЮВАО г. Москвы по взаимодействию со СМИ. С 2007 года занимается собственными информационными проектами и сотрудничает с государственными и коммерческими структурами.

Похожие материалы (по тегу)

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены